ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

Репетиционные реформы Варзиева

В 1965 году на 2м курсе нша республиа отправила письмо ректору ГИТИСА Горбунову. В этом письме был запрос отпусить меня в Орджоникидзе в мой родной ансамбль  ГАПиТ Сеерной Осетии.

Цель моего приезда была привести в должный прфессиональный вид разминочный блок репетицонного процесса и обновить репертуар ансамбля к гастролной поездке по городам Срежней Азии и Казахстану. 

Я ввел новые упражнения классичесого экзерсиса  "у станка" (перила) и "на середине" и новые элементы народного харктера середине". Включил в разминку новые элементы народного. характера из будущей концертной программы, которую буду ставить после музыального фильма "Мелодии Гор". В этом фильме есть мои два танца "Танец колхозных пастухов" и "Народный симд".

После классического блока упражнений я вдруг уидел, что большая часть мужсого состава не справляется. Самое удивительное, я полнял, что и с этим ничего нельзя будет поделать. Эта ситуация меня огорчило, ведь мне нужно будет ставить танцы, в которых я буду требовать должной пластики. Ветераны не справились. что более половыны танцоров уйдут организм артистов госудрственного коллектива к тому, чтобы они могли выдержать подряд 5ть концертных дней с одним большим отделением на 75 минут. За слабой полтностью элементов шла средняя, потом сильная и снова слабая. Я собирал экзерсис из разножанровых и разнохарактерных элементов и ставил их в той последовательности, которую я составил сам и которя дала результат. Первый раз это случилось в 1965 году перед гастролями по Средней Азии и Казахстану. И так перед каждой поездкой в родной госансамбль на студенческую практику.

Впервые два основных периода: после гастрольный и пред гастрольный стали иметь разное соотношщение элементов классического и народного экзерсиса.

  • суммарный объем двух видов экзерсиса категорически не только должен перегружать артиста, а наоборот, оставлять запас достаточных физических и психологических сил для полноценной отработки (прогона) необходимого количества фрагментов,  эпизодов и полноценных сюжетов танцевальных номеров (новых или текущих) по принципу в полную концертную ногу. В связи с чем важно приучать организм артистов к танцевальной выносливости, сохранение которой случается при условии - чем выше плотность одного экзерсиса, а значит выше количество внутри отдельно взятого экзерсиса, тем короче продолжительность конкретного экзерсиса. Лучше недогрузить артиста, чем его перегрузить !
  • на основании многолетних наблюдений можно утверждать, что излишне плотно укомплектованные элементы экзерсиса даже в одной репетиции забирают колоссальное количество физических, эмоциональных, психических сил у многих танцовщиков. Поэтому, затянувшееся частое применение высокоинтенсивных репетиций способно опустошить физический потенциал и эмоциональный настрой артиста, и на определенный период расшатать его физическую форму, введя в состояние переутомления и апатии". Это означает, что, при ошибочном укомплектовании репетиций внутри одной недели, и, тем более, неграмотно выстроенных в своей очередности в течение нескольких месяцев (например, при освоении нового репертуара), некоторые артисты, не имеющие от природы должной выносливости и эмоциональной стойкости, могут на определенный  период выйти из строя. Самое важно, что это в первую очередь отражаться по их настроении. Если у артиста явное нежелание выкладываться, вялость, потупившийся взор и отсутствующий взгляд - это верный признак переутомления. Артист переработал.". Особой категорией артистов, считаются солисты и трюкачи. А это означает, что с этими ключевыми фигурами, нужно работать сверх осторожно". 

____________________________________________

Кроме того, Хаджисмел Варзиев в своих размышлениях указывает на то, что переутомление от регулярных неверно дозированных репетиций, особенно тех, что протекают с высокой интенсивностью, может коснуться не только отдельно взятого артиста, но и целого коллектива, основная масса которого в своей работе будет выглядеть вялой и изможденной. Именно поэтому Варзиев еще в середине 60-х годов внутри одного репетиционного занятия определил тактику волнообразной очередности внутри одного хореографического экзерсиса, в котором определил порции совмещения классического экзерсиса и упражнений, сформированных на базе хореографической лексики народных движений, разбавляя их эпизодами существующего или будущего репертуара.  

Артисты не обращали внимания и даже не замечали, что  Варзиев для менее тяжелого восприятия репетиций и скорейшего физического эмоционального восстановления в 60-х годах по своему определял дозированное сочетание репетиционных нагрузок. К примеру, Варзиев не только разграничивал экзерсисы на верхнюю и нижнюю части тела, но и определял их порции. Кроме того, если заключительная часть репетиции являлась прогоном, тем более в полную ногу, а это колоссальная нагрузка на нижние конечности, то перед этим шла облегченная работа на "верхнюю" пластику. При работе над верхней частью тела, акцентным участками являлись корпус и руки, где работа ног осуществляется в стойке исключая подрабатывающего характера.

При концентрации движении в экзерсисе на нижнюю част тела, а именно в ногах, элементы экзерсиса наполнены разнообразныим амплитудами воврекающими в работу область тазобедренного, коленного и голеностопного сустава. По такому же принципу строились «контрасты» в характере движений: энергичные, взрывные и темповые чередовались репетиционными занятиями, где основу составляли элементы экзерсиса плавного лирического характера. 


И всей целью этой тактики было стремление исключить из репетиционных занятий  утомляющего организм физического перенапряжения и истощающую человеческие эмоции однотипность и монотонность. 

Подход Варзиева был замешан на том, чтобы придерживаться максимально частой смене разнотипных и разнохарактерных  репетиционных занятий, как в одном недельном цикле, так и в более длительном периоде.

По признанию Варзиева: "Этот принцип, безусловно, нарушался в моменты, когда вдруг давали несколько дней перед ответственными концертами, конкурсными и фестивальными выступлениями...".

 ... ... ... 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

_________________________________________________________________________________________________